ТРАНСПОРТ

Дэвид Камерон пошел по стопам «Железной леди»

PDFПечатьE-mail

На очереди – приватизация автомобильных дорог

Деградация сети автомобильных дорог в Британии, продолжающаяся, по словам премьер-министра Дэвида Камерона, «на протяжении десятилетий», дорого обходится нации. И хотя основные автомагистрали и автострады составляют всего 3% всей дорожной сети, закупорка этих важнейших транспортных артерий, по которым в основном и осуществляется доставка грузов внутри страны, оборачивается убытком в 7 миллиардов фунтов стерлингов ежегодно. Как исправить положение?

Коалиционное правительство выступило с инициативой привлечь к модернизации этой стратегической инфраструктуры (дорожное полотно, бровки, мосты и т.д.) частных инвесторов. По итогам тендеров, по замыслу, частник сможет, уплатив определенную сумму за лицензию на обновление и затем эксплуатацию магистрали, взамен получить от правительства субсидии. Специализированное агентство, в ведении которого находятся автострады, имеет бюджет в размере трех миллиардов фунтов стерлингов, что составляет половину ежегодных поступлений от транспортного налога в казну.

«Нам необходимо рассмотреть все варианты для привлечения масштабных инвестиций частного сектора в общенациональные автомобильные дороги, обратив внимание на суверенные фонды благосостояния, пенсионные фонды и других инвесторов», – заявил премьер. Медлить нельзя, объяснил Камерон, потому что «заторы тормозят развитие экономики».

Первые позитивные отклики прозвучали незамедлительно: несколько пенсионных фондов, у которых на балансе 65 миллиардов фунтов стерлингов свободных средств, объявили о своей заинтересованности. В частности, Джулиа Прескот из «Меридиан инфрастракчур» заявила, что они ускорят составление планов строительства и готовы взять на себя функции управляющего новопостроенных ими дорог, что создаст тысячи новых рабочих мест.

Одновременно оформился и лагерь противников этого новшества. Камерон призвал заинтересованных лиц начать строить общее будущее «в духе викторианской эпохи» и брать пример со своей предшественницы на посту лидера тори Маргарет Тэтчер, которая в пору премьерства в 1989 году провела приватизацию водного хозяйства – провела, по его представлению, с блистательным результатом. Правда, это утверждение премьера было оспорено.

Дело в том, что хотя по итогам приватизации системы водоснабжения суммы в счетах, выставляемых потребителям, сократились на одну треть, норма прибыли тех 22 частных компаний, который взяли под себя эту отрасль, выросли непропорционально намного, а руководство этих фирм просто озолотилось. В прошлом году, скажем, чистая прибыль составила более одного миллиарда фунтов стерлингов, пишет английская «Индепендент».

Джонатан Портес, директор Национального института экономических и социальных исследований, убежден, что эта модель приватизации не подходит, потому что это произошло «в рамках слабого контроля, и акционеры получили чрезмерные прибыли за счет потребителей».

Схожие ламентации звучат в экспертном сообществе и по поводу приватизации железных дорог при премьерстве Джона Мейджора, преемника и последователя железной леди. Прежде требовались государственные субсидии в размер одного миллиарда фунтов, а сегодня правительство вынуждено поддерживать отрасль ежегодными дотациями в размере 5 миллиардов. Еще факт: когда приватизировали автобусное сообщение между городами, то резко упало число пассажиров – стало не по карману. Ситуацию исправило только введение льготных тарифов для пенсионеров, что опять же означает государственные субсидии.

И еще один факт: проезд по широко разрекламированной платной автостраде М6, протяженностью всего 27 миль, стоит 5 фунтов и 30 пенсов. А что в итоге? Поток автомашин по этой магистрали в два раза меньше, чем изначально планировалось…

В числе осторожных критиков правительственной реформы – Эдмунд Кинг, президент Ассоциации автомобилистов, совсем не уверенный в том, что обещание не вводить плату за обновленные путепроводы будет долговечным. «За этим может последовать полная приватизация (дорог) и введение платы за проезд», – подозревает Кинг. При этом он напоминает, что водители уже много раз переплатили за содержание и улучшение сети дорог – ежегодно через налоги они отдают государству 46 миллиардов фунтов стерлингов.

Обозреватель «Индепендент» не исключает, что 31 миллион автомобилистов Великобритании далеко не однозначно воспримет идею Камерона отдать автомагистрали в руки частников, даже если формально все останется в собственности государства. Если что-то пойдет наперекосяк, то коалиционный кабинет рискует: 31 миллион – это мощная электоральная сила, которая скажет свое слово на следующих выборах.

Владимир МИХЕЕВ

№4(65), 2012