НОУ-ХАУ

Дурят нашего брата! И сестру тоже

PDFПечатьE-mail

Каждый бывалый покупатель не только знает, но и смирился с тем, что хитроумные знатоки человеческой психологии из числа продавцов и хозяев магазинов используют различные манипулятивные методики, чтобы размягчить своего клиента и открыть доступ к его кошельку.

Гипнотизирующая своим журчанием музыка через органы слуха воздействует на мозг, блокируя сопротивление. Такое же расслабляющее воздействие оказывают тщательно подобранные ароматы – кофе, свежескошенная трава, лаванда. Про органы зрения и говорить нечего: тут продавцы тоже изощряются, кто во что горазд.

Но и это не все. Согласно самой последней методике обольщения покупателей огромную роль играет – что бы вы думали? – ковровое покрытие полов. Погружаясь в бархатистый ворс, человек чувствует себя раскованнее, и его легче убедить принять решение о покупке того, без чего он на самом деле вполне мог бы обойтись. Это подтвердили специально проведенные исследования британских психологов, опубликованные в «Джорнал оф консьюмер рисерч».

Но если продавцы так умело ломают защитные барьеры у людей, не склонных к безудержному приобретательству, что же говорить об одержимых болезненной страстью к покупке вещей? То есть тем, что в быту – по аналогии с разрушительным пристрастием к спиртному – называется «шопоголизмом», а у психиатров получило звучное имя ониомании. Кстати, первым этот термин предложил германский психиатр Эмиль Крепелин. Между прочим, у «шопоголиков», насильно лишенных возможности предаться любимому занятию, развивается своеобразный абстинентный синдром, который способен довести не только до подавленности, раздражительности, доходящей до агрессии, тягостных головных болей, но и до сердечнососудистых расстройств.

К слову, от ониомании страдают в Германии от 6 до 8% населения. Шопинг давно стал для них самоценным, и они приобретают понравившееся без оглядки на последствия. У них на «чердаке» определенным образом замкнуло «проводку», и болезненное влечение требует немедленного удовлетворения, посредством неизбежного посещения кассы. Но довольство, увы, очень быстро проходит, и наступает мучительное ощущение собственной вины, для снятия которого… Так все повторяется по замкнутому кругу.

Правда, эксперты продолжают спорить о том, можно ли считать ониоманию нарушением здоровья. Сторонники такого подхода усматривают в ней все признаки маниакального поведения. Во всяком случае, считать эту хворь порождением современного общества потребления было бы несправедливым. Достаточно вспомнить роман Эмиля Золя «Дамское счастье», в котором красочно описано, как героиня разоряет своего мужа бесконечными посещениями модных лавок и портних.

Однако, не вдаваясь в психологические тонкости и споры о том, в чем побудительные мотивы «шопоголизма» – то ли кратковременная иллюзия власти над происходящим, подкрепляемая безудержной лестью продавцов, то ли более продолжительная иллюзия свободы, повышающая самоуважение – заметим, что бороться с этой страстью все же можно. Но для этого требуется серьезная самодисциплина, выражающаяся в придирчивом контроле за собственными тратами.

Следует категорически избегать спонтанных покупок, даже если вещь кажется жизненно необходимой. Объяснения из серии «ах, ну я просто не смогла расстаться с этим шарфиком» не проходят. Лучше вспомните, что у вас в шкафу лежат на полке полтора десятка примерно таких же.

Тщательно обдумывайте свои действия заранее и отправляйтесь в магазин только с конкретной целью – покупаем юбку и уходим! Все поползновения обзавестись в дополнение к ней туфлями, сумочкой, поясом и перчатками пресекаются сразу и без права обжалования.

Скидка – отнюдь не повод для того, чтобы купить вот этот миленький жакетик. Да, до начала распродажи он стоил заметно дороже, но и в уцененном варианте он вам совсем не нужен. Окиньте мысленным взором то, что висит на плечиках в вашем шкафу, и вы согласитесь с тем, что вожделенный предмет туалета бесспорно лишний.

Никаких новых коллекций! Вы прекрасно знаете, что через несколько месяцев те же самые вещи в том же магазине будут стоить несравненно дешевле. Вы же не брали на себя обязательств пополнять статью доходов торговых концернов?

Не пользуйтесь кредитными картами. Во-первых, расплата наличными – процесс, позволяющий ощутить, что вы не просто получаете нечто, но одновременно и кое что утрачиваете. Это помогает сдержаться. Ну и, во-вторых, бумажек всегда можно намеренно взять с собой в обрез, чтобы не растранжирить больше, чем следует.

Сохраняйте чеки и составляйте перечень сделанных приобретений – с обязательным указанием потраченных сумм. Так легче оценить масштабы, если до этого дойдет дело.

Отучайте себя слоняться по магазинам просто так – поглазеть. Лучше отправляйтесь в бассейн, на теннисный корт, на велосипедную прогулку, да мало ли куда еще!

Да, милые дамы! Если кто-то из вас усмотрел в этих довольно очевидных советах очередное проявление омерзительного мужского шовинизма, то спешу ей заметить, что и среди мужчин шопоголики тоже, увы, не такая уж редкость. Просто предметы вожделения у них несколько иные.

Это может быть замечательный набор торцовых гаечных ключей, которым придется воспользоваться два раза в жизни. Это может быть восьмой фонарик со светодиодной лампочкой – «во-первых, мало ли что, а во-вторых, смотри какой мощный!». Это могут быть новые гаджеты – из тех, что устаревают за полгода и потом пылятся пятнадцать лет, рассованные, где попало. Это может быть раритетная гильотина для обрезания сигар, по цене не сильно отличающаяся от приличного костюма – «зачем? ну ты все равно не поймешь…». Это может быть расчудесная трубка – «такой и у самого NN нет!» Перечень можете легко продолжить сами.

Андрей ГОРЮХИН