НОУ-ХАУ

Экологичны, но не востребованы

PDFПечатьE-mail

Мировой автомобильной промышленности давно надоела роль главного козла отпущения, на которого возлагают основную вину за глобальное ухудшение климата, выброс в атмосферу вредных газов, мелкодисперсной пыли и бог знает чего еще. Достается за это и германским автопроизводителям. А между тем мало кто из других отраслей промышленности прилагает столько усилий для того, чтобы как-то выправить ситуацию.

Вот пример: концерн «Ауди» создал автомобиль с двигателем, работающим на природном газе. За основу этого мотора взят бензиновый движок, с весны этого года устанавливаемый на модель «Ауди А3». Его модифицировали таким образом, чтобы он мог одновременно использовать и альтернативные виды топлива, например сжатый природный газ. Новое авто прошло 420 километров, израсходовав 21 килограмм газа. К тому же у него «на всякий пожарный» предусмотрен и резервный 15-литровый бензобак, которого хватит еще на 180 километров. Двигатель этот отдает 163 лошадиных силы при крутящем моменте 260 ньютонметров. Автомобиль развил максимальную скорость в 228 километров в час, показав при этом достойную приемистость – от 0 до 100 километров в час он разгоняется за 8,9 секунды.

Но это все технические подробности. А вот экологическая характеристика явно прольет бальзам на раны защитников окружающей среды: выброс двуокиси углерода у этого двигателя на 20% меньше, чем у бензинового. Эксплуатационные расходы тоже будут весьма значительно снижены – на целых 58%. Правда, произойдет это почти исключительно за счет налоговых послаблений.

Параллельно инженеры концерна разрабатывают и двигатель, работающий на биоэтаноле. За каждые 100 километров пробега он будет выбрасывать в атмосферу на 40 граммов меньше двоукиси углерода. На рынке это авто может появиться уже в 2009 году.

Инженеры Байройтского университета решили порадовать экологически сознательных любителей двухколесного транспорта. Они разработали модель мотоцикла, который может двигаться как на бензине, так и на газе. Два газовых баллона смотрятся как дополнительные выхлопных трубы, а их содержимое позволяет мотоциклу мощностью в 130 лошадиных сил промчаться около 100 километров.

Но старания автопроизводителей не производят особого впечатления на Европейскую Комиссию, которая продолжает стоять на своем: к 2012 году выбросы двуокиси углерода должны составлять 120 граммов на 100 километров пробега – и все тут! А Ставрос Димас, ответственный в исполнительном органе ЕС за охрану окружающий среды, пообещал, что нарушителей этого требования будут подвергать карательным санкциям.

В ответ на эти угрозы автомобильные концерны выдвинули встречные претензии. По их мнению, ориентиры Европейской Комиссии слишком умозрительны и не учитывают, что машины имеют различные размеры и вес, а потому и допустимые объемы выбросов надо рассчитывать в каждом конкретном случае. Иначе производители дорогих лимузинов и малолитражек окажутся в очевидно неравных условиях.

К тому же, сами покупатели вовсе не стремятся приобрести именно экологически наиболее продвинутое авто. То есть на словах-то, конечно, все «за», но вот когда приходится тряхнуть мошной, то сознательности хватает не у всех. Тем более, что раскошеливаться приходится подчас на довольно кругленькую сумму. Тот же «Ауди А3» с комбинированным бензиново-газовым движком стоит примерно на 3 тысячи евро дороже обычного.

Вот почему не стоит удивляться, что за весь 2006 год было продано всего 5278 комбинированных автомобиля, 4220 с двигателями на жидком газе и 11555 – на природном. Все вместе это составляет незначительную долю общего объема проданных на самом крупном автомобильном рынке Европы новых машин – 0,5 процента. Поневоле задумаешься над тем, для чего же заставляют стараться автопроизводителей? Не иначе как для галочки...

Ведь приоритеты немецких покупателей распределяются следующим образом. На первом месте – надежность и экономичность, на втором – требования безопасности. И только потом, да еще с большим отставанием – экологичность. А ведь в последние 15 лет на то, чтобы сократить выбросы углекислого газа на 25% автоконцернами были потрачены огромные силы и немалые средства. Но потребители не спешат проголосовать своим кровным евро за расширение объемов производства подобных изощренных новинок.

Андрей ГОРЮХИН

№10(15), 2007