ТРАНСПОРТ

И дорого, и бессмысленно

PDFПечатьE-mail

С первого марта 2007 года в Германии вступила в действие норма, позволяющая на уровне земель и городов принимать решение о создании так называемых природоохранных зон. Для них устанавливаются особые нормы чистоты воздуха, что позволяет ввести там ряд ограничений для транспортных средств.

Задумывалось это благое дело затем, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу мелкодисперсной пыли, и в самом деле изрядно загрязняющей атмосферу в местах, испытывающих сильную транспортную нагрузку. Предполагалось, что ограничения поспособствуют тому, что указанные выбросы снизятся примерно процентов на 10, что было бы совсем неплохо.

За 2008 и 2009 годы таких экологических зон было создано 37, в том числе в Берлине, Бремене, Дортмунде, Дюссельдорфе, Эссене, Кёльне, Мюнхене и других городах – крупных и не очень.

И что же из всех этих благих намерений получилась? Пока, увы, ничего утешительного. Ожидания политиков и сторонников охраны окружающей среды оказались сильно завышенными. Это подтвердили регулярные исследования, проводившиеся в Берлине, Мюнхене и Штутгарте.

Скажем, в столице в некоторых точках замера выбросы мелкодисперсной пыли в прошедшем году даже выросли по сравнению с позапрошлым годом, хотя с января 2010 года туда могут въезжать только автомобили уровня Евро-4 или Евро-3, оборудованные противопылевым фильтром.

В Штутгарте у Некарских ворот в 2010 году почти четвертую часть года этот показатель тоже превышался. В Мюнхене, на Ландсхютералее продолжительность превышения составила 58 дней, что тоже на 6 дней дольше, чем в 2009 году.

Стоит ли после этого удивляться тому, что Петер Майер, президент Всегерманского автомобильного клуба откровенно заметил: «Введение природоохранных зон не привело к желаемому успеху». Другие представители этой влиятельной организации высказывались и более категорично, называя эту меру «откровенной ошибкой», а то и «чистым очковтирательством». Причем основывались они на результатах собственных замеров качества воздуха, сделанных в различных германских городах.

А ведь введение этих зон было изрядным ударом по карману сотен тысяч автолюбителей и профессионалов, поскольку потребовало достаточно дорогостоящего дооборудования многих автомобилей. Причем, на старых автобусах и грузовиках установка противопылевых фильтров привела к тому, что увеличился выброс в атмосферу окислов серы. Уже сейчас знающие люди говорят, что и в этом году в берлинской природоохранной зоне будут превышены все показатели выбросов по сернистым соединениям. Ведь в выхлопе дизельных двигателей их втрое больше, чем у бензиновых.

Экологи отреагировали на это так, как только и можно было ожидать от бескомпромиссных борцов за чистоту всего и вся. В дополнение к зеленой наклейке, свидетельствующей о том, что авто достойно высокой чести въехать в природоохранную зону, они потребовали ввести еще одну – голубую, которая будет подтверждать, что вы не загрязняете окружающую среду окислами серы. Вот такой вот тришкин кафтан на современный высокотехнологичный лад. Эти голубые наклейки угрожают ввести с 1 января следующего года. И конца этим выкрутасам не видно.

Угадайте, кто за все эти прелести заплатит? Правильно, хозяин автомашины, кто же еще. От государства, конечно, будут требовать финансовой поддержки, да только дождешься от него, как же!

Уже упоминавшийся Петер Майер назвал затею с голубой наклейкой «абсолютно непродуманной». Если защитники окружающей среды продавят её, то на некоторых машинах с бензиновым движком, уже сейчас соответствующих классу Евро-6, который будет обязателен только с 2014 года, зеленые наклейки придется снимать, а голубые – налеплять. Чтобы понять какая жуткая предстоит чехарда, стоит добавить, что из 42 миллионов германских легковых авто иметь зеленую наклейку позволяет техническое состояние 36,1 миллиона из них. А машины с дизельным двигателем составляют четверть общего парка.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№1(51), 2011