НОУ-ХАУ

Счет пошел на граммы

PDFПечатьE-mail

Брюссель защищает окружающую среду

Европа должна сохранить и упрочить свою авангардную роль в борьбе с загрязнением атмосферы, которое вызывает изменения климата на планете, полагает исполнительный орган ЕС – Европейская Комиссия. В этом начинании, рассчитанном на многие годы, Брюссель поддержали руководители 27 стран, образующих сегодня Союз.

Конкретно речь идет об инициативе уменьшить выбросы углекислого газа на 20% к 2020 году по сравнению с уровнем 1990-го. Это принципиальное решение, выполнять которое каждое государство будет в соответствии со своими социально-экономическими и прочими условиями. А вот Германия устами своего министра по делам окружающей среды Зигмара Габриэля объявила, что Бундестаг может поддержать обязательство властей сократить выбросы углекислого газа за этот срок на целых 40%!

Однако правительства многих стран признают, что скорее не достигнут поставленной цели, чем превзойдут ее. Тем не менее, европейские «зеленые» считают, что Старый Свет мог бы послужить остальному миру еще более ярким примером для подражания, повысив планку, которую необходимо преодолеть для эффективной борьбы с глобальным потеплением климата.

Брюссель надеется, что эта тема войдет в повестку дня июньской встречи в Германии лидеров государств «группы восьми» с участием США, России и Японии, и что к движению против климатических изменений подключатся такие крупные развивающиеся страны, как Китай, Индия и Бразилия.

Наряду с сокращением выбросов вредных газов в атмосферу, европейские власти намерены добиваться более широкого использования возобновляемых источников энергии, а также уменьшения вреда, причиняемого окружающей среде миллионами автомобилей. Ведь, по мнению экспертов, с 1990 года выбросы вредных газов автомобильным транспортом в Европе увеличились на 30%.

Брюссельские чиновники полагают, что в 2012 году новые автомашины не должны выбрасывать в воздух более 120 граммов углекислого газа на каждый преодоленный километр, по сравнению с сегодняшними почти 160 граммами. Это означает, в частности, что расход горючего должен быть значительно снижен. По словам члена Европейской Комиссии Гюнтера Ферхойгена, отвечающего за политику в области промышленности, «мы должны доказать, что ЕС способен сочетать достижение трех целей: сохранения рабочих мест, высокого уровня защиты окружающей среды и содействия инновациям».

Как и во многих других случаях, в стремлении ограничить экологический вред, причиняемый автомобилями, впереди идет Германия. Она предлагает, чтобы к середине века все промышленно развитые страны уменьшили выбросы углекислого газа на 60-80%. В своей стране немецкое правительство намерено изменить налоговую систему таким образом, чтобы владельцы машин платили ежегодный налог в зависимости не столько от объема двигателя, сколько от уровня загрязнения им воздуха. С учетом этого, для некоторых моделей автомобилей налог вообще может быть отменен. Такая реформа требует согласия правительств земель, а готовы ли региональные администрации лишиться части дохода в виде налогов?

Кстати, в случае одобрения этих нововведений, владельцы старых авто не пострадают: они смогут пользоваться ими до полного износа, успокоил небогатых и бережливых соотечественников министр транспорта Германии Вольфганг Тифензее.

Однако намеченные меры отнюдь не вызвали восторга у крупнейших немецких автомобилестроителей, которым основную прибыль приносит производство именно огромных дорогих лимузинов и джипов. Руководители концернов БМВ, «Фольксваген» и «Даймлер-Крайслер» направили председателю Европейской Комиссии письмо, в котором заявили, что соблюдение новых норм может вынудить этих гигантов закрыть свои предприятия в Германии и перенести производство в другие страны.

Юрий КУЗНЕЦОВ

Мэр столицы Великобритании Кен Ливингстоун объявил свой первый план борьбы с загрязнением окружающей среды. Его главная цель – ощутимое сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу, что вызывает парниковый эффект и потепление климата.
К.Ливингстоун уверен, что основная ответственность за загрязнение окружающей среды лежит как раз на крупных городах, поэтому их власти и должны возглавить движение против этого пагубного явления.
Градоначальник заверил, что реализация его программы начнется уже в этом году. Она предусматривает существенное уменьшение к 2025 году выбросов вредных газов промышленными предприятиями, жилыми домами и транспортом, а также экономию энергоносителей. В Лондоне, напомнил он, уже действуют меры в области ограничения пользования личным автотранспортом: поощряется использование общественного транспорта, велосипедов, введена плата в размере 8 фунтов стерлингов (12 евро) за въезд автомобилей во многие кварталы города. Теперь водителям самых «грязных» с точки зрения экологии автомобилей придется платить уже 25 фунтов стерлингов (37 евро).
Виновных в нанесении серьезного ущерба природе необходимо привлекать к суду – с таким предложением выступили члены Европейской Комиссии Франко Фраттини и Ставрос Димас. Первый отвечает за политику ЕС в области юстиции и внутренних дел, второй – за окружающую среду.
В их совместном плане предусматривается применение «сдерживающих судебных санкций» в отношении «экологических преступников». К таким правонарушениям относятся сброс токсичных веществ, загрязнение воды и почвы промышленными отходами, нелегальная транспортировка и хранение радиоактивных веществ, и ряд других. Подобные преступления будут караться штрафами на сумму до 1,5 миллиона евро и тюремным заключением. Причем, предусмотрено, что наказание за преступления «общеевропейского масштаба» должно распространяться на все 27 стран Союза, а местное законодательство при этом может игнорироваться.
Инициатива встречена аплодисментами участников движения «зеленых», однако пока не вызывает энтузиазма у ряда правительств.
Важные спортивные соревнования могут содействовать экономии электроэнергии, и, следовательно, уменьшать выбросы вредных газов в атмосферу. К такому выводу пришла национальная электроэнергетическая компания Ирландии, которая ссылается на собственные наблюдения.
По ее мнению, недавний матч по регби между ирландской и английской сборными привлек такое внимание местных жителей, что потребление электроэнергии упало в тот вечер на 100 мегаватт, а это эквивалентно одновременному отключению одного миллиона лампочек. Дело в том, что на стадион явились более 80 тысяч человек, а многие другие ирландцы бросились смотреть телевизоры, причем делали это в большинстве случаев в компании, а не в одиночку.
Представители фирмы подсчитали: тем самым во время состязания удалось избежать выброса в атмосферу нескольких сотен тонн углекислого газа.

Единства лидерам европейской политики удалось достичь только благодаря компромиссу, который предложила председательствующая в этом полугодии Германия. Канцлеру ФРГ Ангеле Меркель пришлось постараться, чтобы амбициозные цели – сокращение на одну пятую выбросов парниковых газов – были все же одобрены ее политическими коллегами из 27 стран. Особенно трудным оказалось то, что это увязано еще с одним намерением: к тому же 2020 году страны ЕС должны получать 20% энергетических ресурсов из возобновляемых источников – ветра, солнца, воды и биогаза. Представить себе, что за 13 лет этого сумеют добиться, скажем, поляки, ныне производящие подобным образом всего 5% энергии, вряд ли возможно. Как говорил в таких случаях булгаковский Мастер, ну разве что чудо… Да и во всем ЕС средний показатель в этой сфере достигает всего лишь весьма скромных 6,5%.
Хитрость компромисса в том, что подобно хитроумному попу из старой русской сказки, порося решено обратить в карася. Дескать, не сможете развить в таких масштабах энергетику на основе возобновляемых ресурсов, выкручивайтесь другими способами. Лишь бы только уменьшились злосчастные выбросы.
Ради этого консенсуса немецким политикам пришлось даже временно перебороть свое неприятие ядерной энергетики, привитое им многими десятилетиями «зеленой» демагогии. Иначе французы, чехи и словаки, которые проводят в этом отношении куда более разумную политику, не демонизируя АЭС, а обеспечивая их стабильную и безопасную работу, никак не соглашались брать на себя широковещательные обязательства. Да и поляки, пока полностью зависящие от своих тепловых электростанций, выговорили себе особое право – в случае энергетического кризиса получить поддержку от партнеров по Союзу.
В то же время, на этом саммите вопрос решался в целом – устанавливался общий ориентир сокращения выбросов. А вот как эта цифра будет разверстана по конкретным странам, пока неясно. К обсуждению этой, безусловно, весьма острой темы еще не приступали. Брюссель предполагает, что на это уйдет как минимум два года терпеливых и упорных переговоров. То же самое относится и к росту использования возобновляемых энергоресурсов.
А между тем, сами немецкие эксперты выражают сильные сомнения, что ФРГ сумеет достичь столь высоких плановых показателей. Большинству из них уменьшение выбросов на 20% представляется просто нереальным. В лучшем случае, удастся достичь 16%.

№3(9), 2007